Закон защищает преступника лучше, чем его жертву
Организаторы «круглого стола» - юридический факультет ХНУ им. В.Н. Каразина и Фонд поддержки демократических инициатив Евгения Кушнарева - приурочили встречу к Международному дню поддержки жертв преступлений, который отмечается во всем мире 22 февраля.
Потерпевший не участвует в расследовании
Законы, направленные на защиту объектов преступлений, их социальную реабилитацию и дальнейшую компенсацию материального и морального ущерба, действуют во многих странах мира. Специальные программы помогают потерпевшим справиться со стрессом и оказывают жертвам моральную поддержку.
У нас же, по словам профессора кафедры теории прокурорской деятельности и криминального процесса Национальной академии прокуратуры Украины Геннадия Кожевникова, постоянно говорят о том, что необходимо обеспечить права подозреваемого, особенно в первоначальных этапах расследования уголовного дела, но забывают о том, что есть лицо, пострадавшее от преступления. Даже законодательно, подчеркивает специалист, следователь не вспоминает о потерпевшем, пока возбуждается уголовное дело, проводятся первоначальные следственные действия, сбор доказательств.
- И только после этого следователь выносит постановление, причем, как правило, наспех, - говорит эксперт. - То есть потерпевший совершенно не участвует в расследовании преступления. Он «возникает» только в судебном заседании, где уже представляет свою позицию. И для него становятся неожиданными многие положения досудебного следствия.
Кроме того, напоминает Геннадий Кожевников, потерпевший несет уголовную ответственность за дачу заведомо ложных показаний, а обвиняемый - нет.
- Еще одна проблема заключается в том, что пострадавший не принимает никакого участия в сборе доказательств, - считает профессор Кожевников. - Если назначается экспертиза, обвиняемому предъявляется постановление о ее назначении, выясняется его мнение, какие вопросы он хочет задать дополнительно, какие у него есть материалы для экспертизы, не заявляет ли он отвод эксперту. А потерпевший часто даже не знает о том, что будет назначена экспертиза.
- В силу трагедии, которая произошла в нашей семье, я на личном опыте испытал, что значит быть потерпевшим в уголовном процессе, - говорит сын Евгения Кушнарева Андрей. - Несмотря на возможность пользоваться услугами квалифицированных адвокатов, я многократно сталкивался с беззащитностью перед правоохранительной и судебной системами нашего государства. Почему-то в нашей стране обвиняемый, подсудимый имеет гораздо больше прав, чем потерпевшая сторона - это несправедливо.
Без статуса защита прав невозможна У потерпевших - независимо от их образования и положения - нет опыта, он не знает, как себя вести в сложившейся ситуации, каким образом защитить свои права, напоминает председатель совета правозащитной организации «Донецкий Мемориал» Александр Букалов. Например, Гражданский кодекс предусматривает, что человек, которого обокрали, а преступника при этом не нашли, может получить от государства компенсацию. На самом деле этого не происходит.
- Мне известны случаи, когда некоторые адвокаты этого добивались, но это - единичные прецеденты, - констатирует правозащитник.
- Я не юрист,- заключает Андрей Кушнарев, - но в силу того опыта, который получил в результате уголовного процесса, считаю, что в нашей стране должен появиться статус потерпевшего. Без определения этого статуса невозможна полноценная защита прав, будь то гражданское или уголовное дело.
Рекомендации экспертов - участников «круглого стола» будут направлены для рассмотрения в Верховную Раду Украины в Комитеты по вопросам правосудия, правовой политики, законодательного обеспечения правоохранительной деятельности и борьбы с организованной преступностью и коррупцией.
- Четверг, 25.02.2010, 17:30
- Происшествия
- Добавил: fozzy
- Просмотров: 344
Всего комментариев: 0 | |