Письма с фронта шли семьдесят лет
Эта история началась в феврале 2010 года, когда Государственная служба контроля за перемещением культурных ценностей через государственную границу передала в Киевский национальный музей истории Великой Отечественной войны более тысячи писем советских солдат, вывезенных немцами с оккупированной территории летом 1941 года. Как выяснили киевляне, письма были изъяты с главпочтамта города Каменец-Подольский «для изучения настроений советского народа в начале войны». Однако вскоре захватчикам, видимо, оказалось не до социологии, и письма остались нераспечатанными. После войны корреспонденция осела в фондах музеев в Вене (Австрия) и пролежала там нетронутой 70 лет – вплоть до возвращения в Украину.
Специалисты составили список тех, кому предназначались послания. Среди 1186 каменец-подольских писем оказались конверты, адресованные жителям всех республик бывшего СССР, хотя большая часть корреспонденции должна была отправиться в центральную Россию и Украину. До Харьковской области не дошли 80 солдатских весточек.
-- Перечень адресатов был опубликован на сайте музея и в газетах с просьбой откликнуться всем, кто что-то знает об авторах письма или тех, кому оно предназначалось, – говорит заместитель директора Харьковской дирекции «Укпочты» Галина Башлай. – Ведь очень много населенных пунктов, которых сейчас уже даже нет на карте! Не говоря уже о том, что люди могли просто переехать.
Несколько человек узнали своих родных и близких. И вот накануне 65-летия Великой Победы первые потерянные письма наконец-то были доставлены нашим землякам.
Вкус фронтовой яичницы запомнился на всю жизнь Согласно почтовому штемпелю, лейтенант Иван Митрофанович Яременко отправил письмо супруге Мелании Григорьевне в поселок Песочин 1 июля 1941 года. Спустя годы конверт вскрыла их дочь Валентина Ивановна Кулиш – родители возвращения письма не дождались.
– Мама умерла в 1968-м, – рассказывает Валентина Ивановна. – После этого я вернулась жить к отцу, он мне был вместо матери – во всем помогал, внуков нянчил. Его не стало в 1991 году.
О потерянном письме Иван Яременко никогда не упоминал. И вообще об ужасах войны говорил неохотно – только о чем-то добром, простом, мирном.
-- Папа рассказывал, как в одном селении ему с друзьями удалось сделать яичницу на помидорах. Он говорил, что ее вкус запомнил на всю жизнь, – вспоминает Валентина Ивановна.
Письмо лейтенанта Яременко состояло из двух частей – он исписал один лист, а позже добавил еще несколько впечатлений на клочке бумаги. Старался рассказать жене все, что видел, до мельчайших подробностей: как появились немцы, как они переодевались в советскую форму и громили советские части, как бомбили с самолетов город. При этом был полон оптимизма: «Я так думаю, что за два месяца от немцев не останется и следа».
Однако война затянулась на четыре года. Иван Митрофанович прошел ее всю.
-- Очень дорогая для нас реликвия. Все наплакались, -- вздыхает на прощание Валентина Ивановна.
Дома держать такую вещь нельзя! Рядовой Сергей Тимофеевич Котенко отправил письмо свой жене Варваре Тимофеевне в село Новоселовка Нововодолажского района почти одновременно с Иваном Яременко – 2 июля 1941 года. И так же, как земляк, не дождался возвращения потерянной весточки – умер в 1989 году. За два года до него не стало Варвары Тимофеевны. Было у Котенко трое детей, но и они уже ушли. А внуки перебрались жить в Россию. Тем не менее наследники нашлись -- послание рядового Котенко получили его невестка Тамара Ивановна Котенко и племянница Людмила Васильевна Минко.
-- Письмо очень хорошо сохранилось, как будто год назад он его написал. Конверт только примялся, но это, наверное, еще в кармане бойца, -- рассказывает Людмила Васильевна.
В послании – ни слова о войне. Сергей Тимофеевич передает родным привет, просит жену, чтобы не переживала, берегла себя, берегла детей.
-- Моя к вам просьба: не надо за мной волноваться, живите там, как вам удобно и беспокойтесь за собой, -- цитирует письмо Людмила Васильевна.
Посовещавшись, родственники Сергея Котенко решили передать затерявшееся письмо в музей.
-- Дома держать такую вещь нельзя! Это память для всех, -- уверена Людмила Васильевна.
Оба письма были вручены наследникам 7 мая.
– Утром с нарочным нам привезли конверты из Киева, а уже во второй половине дня мы их торжественно передали родственникам адресатов. Хотелось успеть к праздникам, -- рассказывает Галина Башлай. – Валентину Кулиш застали на работе. Она, директор школы-интерната для детей с заболеваниями сердечно-сосудистой системы, как раз проводила торжественные мероприятия ко Дню Победы. Валентина Ивановна открыла письмо и прочитала несколько строк для своих учеников и гостей школы: «Дорогие мои, мы скоро с вами увидимся. Мы скоро немцев победим».
– Было очень трогательно. Слезы у всех на глазах появились -- и у ветеранов, и у детей, – подтверждает председатель обкома профсоюза работников «Укрпочты» Эдуард Альперович.
Такая же атмосфера царила и в здании Харьковской дирекции «Укпочты», где несколькими часами позже передали письмо наследникам Сергея Котенко.
Вернувшиеся из небытия послания – пока капля в море. Но специалисты продолжают работать. И твердо верят: рано или поздно все письма найдут своих адресатов.
Всего комментариев: 0 | |